Данный сервис предоставляет Вам возможность получить квалифицированный ответ на интересующий вопрос в сфере охраны земельных ресурсов и смежных областей. Наши эксперты подготовят ответ в кратчайшие сроки в удобной для Вас форме: устной, письменной, бумажной. Устный ответ по телефону предоставляется бесплатно. Стоимость письменной консультации оговаривается в процессе обсуждения темы вопроса. Чтобы задать вопрос Вы можете заполнить форму, написать по адресу resoilprz@yandex.ru или позвонить по номеру: +7(922)078-61-14
Данная процедура описана в ПРАВИЛАХ ПРОВЕДЕНИЯ РЕКУЛЬТИВАЦИИ И КОНСЕРВАЦИИ ЗЕМЕЛЬ, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2018 г. № 800.
Согласно данных правил, проект рекультивации подлежит согласованию с обственником земельного участка, арендатором земельного участка, землевладельцем, землепользователем. В случае, если земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности, проект рекультивации согласовывается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления.
В случае, если проект направляется на экспертизу, его согласование не требуется.
Для инициации процедуры согласования проект вместе с заявлением о согласовании направляется согласователю. Допускается направлять проект в виде бумажного документа или в электронной форме по почте, лично или через сеть интернет. В этом заявлении необходимо указать способ направления заявителю уведомления о согласовании проекта рекультивации земель или об отказе в таком согласовании.
Предметом согласования проекта рекультивации земель является достаточность и обоснованность предусмотренных мероприятий по рекультивации земель для достижения соответствия рекультивируемых земель требованиям, предусмотренных правилами рекультивации. Документом определён срок согласования проекта — 20 рабочих дней. В течение этого периода согласователь обязан направить уведомление о согласовании проекта или об отказе в согласовании.
Предусмотрено всего четыре причины для отказа в согласовании проекта рекультивации:
В случае отказа в согласовании в уведомлении приводятся замечания к проекту и рекомендации для корректировки. После корректировки проект направляется на повторное согласование. Максимальный срок корректировки и подачи на повторное согласование составляет 3 месяца.
Заказчик проекта обязан утвердить его в течение 30 дней с момента получения уведомления о согласовании и уведомить органы исполнительной власти. В случае рекультивации земель сельскохозяйственного назначения, уведомление и копия проекта направляются в управление Россельхознадзора. Относительно остальных категорий земель, уведомление направляется в управление Росприроднадзора.
Проект рекультивации не подлежит согласованию с Росприроднадзором. В случае, если категория земель не относится к сельскохозяйственным, после утверждения проекта необходимо направить один экземпляр в региональное управление росприроднадзора вместе с уведомление об утверждении. В ПРАВИЛАХ ПРОВЕДЕНИЯ РЕКУЛЬТИВАЦИИ И КОНСЕРВАЦИИ ЗЕМЕЛЬ эта норма прописана в пункте 15 и звучит так:
Проект рекультивации земель, за исключением случаев подготовки проекта рекультивации в составе проектной документации на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства и случаев, предусмотренных пунктом 23 настоящих Правил, проект консервации земель до их утверждения подлежат согласованию с:
- собственником земельного участка, находящегося в частной собственности, в случае, если лицо, обязанное обеспечить рекультивацию земель, консервацию земель в соответствии с пунктом 3 настоящих Правил, не является собственником земельного участка;
- арендатором земельного участка, землевладельцем, землепользователем в случае, если лицо, обязанное обеспечить рекультивацию земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, консервацию такого земельного участка в соответствии с пунктом 3 настоящих Правил, не является таким арендатором, землепользователем, землевладельцем;
- исполнительным органом государственной власти и органом местного самоуправления, уполномоченным на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, в случае проведения рекультивации, консервации в отношении земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, лицами, указанными в пункте 3 или подпункте «б» пункта 4 настоящих Правил.
Пункт 23 Правил говорит о том, в случаях, установленных федеральными законами, проект рекультивации земель до его утверждения подлежит государственной экологической экспертизе. Это означает, что проект, подлежащий государственной экологической экспертизе, не подлежит процедуре согласования и утверждается после получения положительного заключения экспертизы. Тоже самое относится и к проектам на строительство капитальных объектов, согласование не требуется, утверждение происходит после получения положительного заключения государственной экспертизы.
Из этого пункта также следует, что в случае, когда заказчик проекта и собственник — это одно и то же лицо — согласование не требуется.
Таким образом можно резюмировать, что проект рекультивации подлежит согласованию с Росприроднадзором только в случае, если Росприроднадзор уполномочен на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков. Т.е. в общем случае Росприроднадзор не имеет обязанности и полномочий на согласование проектов рекультивации.
Проект рекультивации не подлежит согласованию с Россельхознадзором. В случае, если категория земель относится к сельскохозяйственным, после утверждения проекта необходимо направить один экземпляр в региональное управление россельхознадзора вместе с уведомление об утверждении. В ПРАВИЛАХ ПРОВЕДЕНИЯ РЕКУЛЬТИВАЦИИ И КОНСЕРВАЦИИ ЗЕМЕЛЬ эта норма прописана в пункте 15 и звучит так:
Проект рекультивации земель, за исключением случаев подготовки проекта рекультивации в составе проектной документации на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства и случаев, предусмотренных пунктом 23 настоящих Правил, проект консервации земель до их утверждения подлежат согласованию с:
- собственником земельного участка, находящегося в частной собственности, в случае, если лицо, обязанное обеспечить рекультивацию земель, консервацию земель в соответствии с пунктом 3 настоящих Правил, не является собственником земельного участка;
- арендатором земельного участка, землевладельцем, землепользователем в случае, если лицо, обязанное обеспечить рекультивацию земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, консервацию такого земельного участка в соответствии с пунктом 3 настоящих Правил, не является таким арендатором, землепользователем, землевладельцем;
- исполнительным органом государственной власти и органом местного самоуправления, уполномоченным на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, в случае проведения рекультивации, консервации в отношении земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, лицами, указанными в пункте 3 или подпункте «б» пункта 4 настоящих Правил.
Пункт 23 Правил говорит о том, в случаях, установленных федеральными законами, проект рекультивации земель до его утверждения подлежит государственной экологической экспертизе. Это означает, что проект, подлежащий государственной экологической экспертизе, не подлежит процедуре согласования и утверждается после получения положительного заключения экспертизы. Тоже самое относится и к проектам на строительство капитальных объектов, согласование не требуется, утверждение происходит после получения положительного заключения государственной экспертизы.
Из этого пункта также следует, что в случае, когда заказчик проекта и собственник — это одно и то же лицо — согласование не требуется.
Таким образом можно резюмировать, что проект рекультивации подлежит согласованию с Россельхознадзором только в случае, если Россельхознадзор уполномочен на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков. Т.е. в общем случае Россельхознадзор не имеет обязанности и полномочий на согласование проектов рекультивации.
В общем случае прохождение государственной экологической экспертизы не требуется. Основной нормативный документ, регулирующий отношения в области экологической экспертизы: Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ «Об экологической экспертизе». В документе приведён закрытый перечень объектов государственной экологической экспертизы. Согласно статье 11 Закона, объектами государственной экологической экспертизы федерального уровня являются:
1. проекты нормативно-технических и инструктивно-методических документов в области охраны окружающей среды, утверждаемых органами государственной власти Российской Федерации;
2. проекты федеральных целевых программ, предусматривающих строительство и эксплуатацию объектов хозяйственной деятельности, оказывающих воздействие на окружающую среду, в части размещения таких объектов с учетом режима охраны природных объектов;
3. проекты соглашений о разделе продукции;
4. материалы обоснования лицензий на осуществление отдельных видов деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в соответствии с законодательством Российской Федерации в области использования атомной энергии;
5. проекты технической документации на новые технику, технологию, использование которых может оказать воздействие на окружающую среду, а также технической документации на новые вещества, которые могут поступать в природную среду;
6. материалы комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающие придание этим территориям правового статуса зоны экологического бедствия или зоны чрезвычайной экологической ситуации;
7. объекты государственной экологической экспертизы, указанные в Федеральном законе от 30 ноября 1995 года N 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации», Федеральном законе от 17 декабря 1998 года N 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации», Федеральном законе от 31 июля 1998 года N 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации»;
7.1. проектная документация:
— объектов капитального строительства, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в границах особо охраняемых природных территорий федерального значения, за исключением объектов социальной инфраструктуры, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации, которые не относятся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I, II категорий и строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в населенных пунктах, указанных в статье 3.1 Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»;
— особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов обороны страны и безопасности государства, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в границах особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения, в случаях, если строительство, реконструкция таких объектов в границах особо охраняемых природных территорий допускаются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;7.2. проектная документация объектов капитального строительства, используемых для утилизации твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов), проектная документация объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления к объектам обезвреживания и (или) объектам размещения отходов, а также проекты рекультивации земель, которые использовались для размещения отходов производства и потребления, в том числе которые не предназначались для размещения отходов производства и потребления;
7.3. проектная документация искусственных земельных участков, создание которых предполагается осуществлять на водных объектах, находящихся в собственности Российской Федерации;
7.4. проект ликвидации горных выработок с использованием отходов производства черных металлов IV и V классов опасности;
7.5. проектная документация объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I категории, за исключением проектной документации буровых скважин, создаваемых на земельном участке, предоставленном пользователю недр и необходимом для регионального геологического изучения, геологического изучения, разведки и добычи нефти и природного газа, а также за исключением проектной документации объектов капитального строительства, предполагаемых к строительству, реконструкции в пределах одного или нескольких земельных участков, на которых расположен объект I категории, если это не повлечет за собой изменения, в том числе в соответствии с проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, областей применения наилучших доступных технологий, качественных и (или) количественных характеристик загрязняющих веществ, поступающих в окружающую среду, образуемых и (или) размещаемых отходов;
7.6. утратил силу с 1 января 2020 г. — Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. N 453-ФЗ;
7.7. проектная документация автозаправочных станций, складов горюче-смазочных материалов в случаях, если такие автозаправочные станции и склады горюче-смазочных материалов планируются к строительству и реконструкции в границах водоохранных зон на территориях портов, инфраструктуры внутренних водных путей, в том числе баз (сооружений) для стоянки маломерных судов, объектов органов федеральной службы безопасности или предназначены для обеспечения бесперебойного и надежного функционирования размещенных на территории Калининградской области электрических станций установленной генерирующей мощностью 100 МВт и выше;
7.8. проектная документация объектов капитального строительства, предполагаемых к строительству, реконструкции в границах Байкальской природной территории, за исключением проектной документации объектов социальной инфраструктуры, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации, которые не относятся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I, II категорий и строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в границах населенных пунктов, находящихся в границах буферной экологической зоны и экологической зоны атмосферного влияния Байкальской природной территории, за пределами особо охраняемых природных территорий;
7.9. проектная документация объектов капитального строительства, планируемых к строительству, реконструкции в Арктической зоне Российской Федерации, за исключением проектной документации:
— объектов социальной и транспортной инфраструктур, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации, которые не относятся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I, II категорий и строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в границах населенных пунктов, находящихся в границах Арктической зоны Российской Федерации, за пределами особо охраняемых природных территорий;
— не подлежащей государственной экологической экспертизе в соответствии с подпунктом 7.5 настоящей статьи;
— автомобильных дорог межмуниципального значения, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять за пределами населенных пунктов, особо охраняемых природных территорий;7.10. проектная документация специализированных хранилищ агрохимикатов, если такие хранилища планируются к строительству и реконструкции в границах водоохранных зон на территориях морских портов за пределами границ прибрежных защитных полос;
8. объект государственной экологической экспертизы, указанный в настоящей статье и ранее получивший положительное заключение государственной экологической экспертизы, в случае:
— доработки такого объекта по замечаниям проведенной ранее государственной экологической экспертизы;
— реализации такого объекта с отступлениями от проектной документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом 7.5 настоящей статьи, и (или) в случае внесения изменений в указанную проектную документацию;
— истечения срока действия положительного заключения государственной экологической экспертизы;
— внесения изменений в документацию, получившую положительное заключение государственной экологической экспертизы.
Прохождение государственной экологической экспертизы требуется в случае рекультивации свалок, полигонов отходов, участков использованных для размещения отходов.
Также экспертиза требуется при размещении земельного участка на территории особо охраняемой природной территории.
Данное строительство возможно при соблюдении определённых условий. Более точно мы сможем ответить на вопрос при рассмотрении конкретной ситуации.
Перечень работ по укреплению и предотвращению разрушения береговой линии составляется на основе текущей ситуации. В данной работе необходимо провести комплекс изысканий на основании которых можно разработать полный комплекс работ.
В общем случае согласование проекта рекультивации возложено на владельца земельного участка. Если земельный участок принадлежит государству, то согласование проводит орган на который возложены обязанности по управлению этим участком.
Размер компенсации складывается из:
В данном случае получение положительного заключения государственной экологической экспертизы не требуется.
Перед началом работ необходимо разработать, согласовать и утвердить проект рекультивации.
Минимальная стоимость проекта 50 тысяч рублей без НДС в 2021 году. Цена может значительно варьировать и доходить 5 млн. Это зависит от количества земельных участков, наличия отходов на участке, необходимости проведения изысканий и/или экспертизы и других факторов. Точную стоимость мы можем рассчитать на основании технического задания.
После рассмотрения проекта рекультивации заказчиком, он направляет заявление и проект на согласование собственнику земельного участка. Сопровождение процедуры согласования включает в себя взаимодействие с согласователем для ответов на вопросы, пояснений, исправления замечаний. Т.е. это работа по обеспечению положительного результата согласования.
В данном случае применяют санитарные показатели
Сумму ущерба земельным ресурсам рассчитывают по Методике исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды
Если проект рекультивации земель подлежит государственной экологической экспертизе, согласование проекта не требуется
Данный вид деятельности не лицензируется и не регулируется. Вы можете проверить наличие квалификационных документов сотрудников организации: дипломы, свидетельства о повышении квалификации, стаж работы и т.п.
Проект рекультивации требуется как и при любом другом строительстве, связанным с нарушением земель
В законодательстве РФ отсутствует возможность размещения отходов на лесных землях. Заключение государственной экологической экспертизы будет отрицательным
В случае необходимости прохождения процедуры государственной экологической экспертизы, согласование не требуется
Ориентировочный срок разработки и согласования проекта — 3 месяца. Данный срок включает все этапы работ.
В данном случае необходима разработка проекта на площади занимаемые дамбой и образующимся прудом
Вопрос о необходимости разработки проекта рекультивации подробно разобран в нашей статье
Такой способ можно применять при выполнении определённых условий. Стоимость и сроки такой работы могут отличаться в десятки раз. Пожалуйста заполните заявку или напишите нам для рассмотрения Вашей конкретной ситуации
Сельскохозяйственные земли можно использовать на период строительства линейных объектов, таких как трубопроводы, линии электропередач, автодороги при наличии утверждённого проекта рекультивации земель
Перед оформлением прав на участок, текущий владелец обязан привести его в соответствие с категорией и целевым назначением. Передачу прав необходимо оформлять только после приведения участка в надлежащее состояние
Здесь возможно 2 варианта. Если отходы находились на участке менее 11 месяцев, государственная экологическая экспертиза проекта рекультивации нарушенных земель не требуется. Во втором случае, когда отходы хранились 11 и более месяцев, проект подлежит государственной экологической экспертизе
В данном случае в расценках заложены различные виды работ, поэтому они отличаются. Горнотехническая рекультивация, помимо остальных видов работ, включает в себя работы по организации рельефа, укреплению склонов и пр.
В правилах проведения рекультивации земель указано, что состав работ по рекультивации определяется в том числе основе результатов инженерно-геологических изысканий
ИП Хотеев Вячеслав Владимирович зарегистрирован и находится в городе Тюмень, Тюменской области. Географическое положение области позволило получить опыт разработки проектов рекультивации нарушенных земель в различных природных условиях, от степи, до арктической тундры. В настоящее время мы оперативно и качественно разрабатываем проекты на любые земельные участки в Российской Федерации
© ИП Хотеев Вячеслав Владимирович, все права защищены 2018 — 2024
Оставьте заявку на бесплатную консультацию